«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин
Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года.
Федеральные документы:
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы«
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации«
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации«
- «Конституция Российской Федерации» (ст.8)
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
- Конвенция о правах инвалидов
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
- Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
- Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020гг
- ПРИКАЗ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Инклюзивное образование с реализацией программы «Доступная среда» в МКОУ «Медвежьегорская СОШ №1» призвано решить следующие задачи:
1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.
3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.
5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Проект доступная среда – общие понятия
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,

- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
УСЛОВИЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ В МБОУ «ХАПЧЕРАНГИНСКАЯ ООШ»»
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные занятия. Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка — заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому по индивидуальному учебному плану в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии здоровья и обращением в письменной форме родителей (законных представителей).
| Наличие элементов доступной среды, охраны здоровья и обеспечение возможности для беспрепятственного доступа | При входе в школу оборудован пандус, имеется мнемосхемы, тактильные указатели. |
| Наличие отдельных специально оборудованных учебных кабинетов. Объекты проведения практических занятий. Средства обучения и воспитания | Кабинет трудового обучения, кабинет проектной деятельности, кабинет для занятий внеурочной деятельностью. Свободный доступ в кабинеты химии, физики, биологии, технологии и ОБЖ для проведения лабораторных занятий, в кабинет информатики для проведения практических занятий с использованием компьютеров со свободным доступом к сети Интернет. |
| Библиотека | В библиотеке имеются учебники для работы по адаптированным программам, оборудован читальный зал библиотеки с доступом к бесплатным учебникам и художественной литературе. |
| Объекты спорта | Имеется свободный доступ в спортзал. Оборудование, проходы в спортивный зал и спортивная площадка не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и лиц с ограниченными возможностями здоровья ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг. |
| Электронные образовательные ресурсы | Кабинет информатики со свободным доступом к сети Интернет, где обеспечивается доступ к информационным системам и информационно-телекомуникационным сетям, в том числе-к сайту ОО с версией для слабовидящих, где расположены ЭОР. |
| Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. | В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества. В свободном доступе находиться кабинет информатики – 2 стационарных компьютера и 11 ноутбуков. |
| Специальные технические средства коллективного и индивидуального пользования | СТСО коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. |
| Наличие общежития и интерната для лиц с ОВЗ | При школе нет общежития и интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ. |
| Условия питания и охраны здоровья (ссылка) | Для учащихся с ОВЗ 1 — 9 классы (только те дети, которые обучаются в школе) организовано двухразовое бесплатное горячее питание для младшей и старшей возрастной категории по специальному графику. |
В МБОУ «Хапчерангинская ООШ» созданы специальные условия для получения образования детей с ОВЗ, согласно ч.16 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:



